Владимир Самородницкий | Дата: Четверг, 14.03.2013, 19:31 | Сообщение # 1 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 43
| Статья из газеты "Комсомольская правда" ________________________________________ ЖЗЛ Настоящий полковник “катал” на самолете жену Василия Сталина Михаил Каснерик - хозяин уютной минской квартирки на Белинского - похож на коренного петербуржца - то же глубокое почтение к супруге, Регине Анисьевне, та же страсть к часам “с боем” и старым фотографиям. За стеклом серванта - миниатюрные модели самолетов Як-28 и Су-9 - подарки авиаконструкторов Сухого и Яковлева. За свою службу полковник “налетал” более двух тысяч часов, испытал 9 поршневых и 10 реактивных самолетов. А также порядком потрепал нервы своей любимой жене - Каснерик не боялся летать на Су-9, на котором в то время летчики разбивались почти каждый день...
“Сталинские соколы” С Василием Сталиным - командующим ВВС Московского округа - Касперик провел в небе почти 400 часов: на поршневых самолетах они готовили воздушные парады. В те годы Василию Сталину обязаны были все. Советская авиация - появлением первых реактивных самолетов Як-15, Як-17 и реками горючего. Летный состав - своей “сытостью”, хорошим гардеробом, обязательным 10-дневным отдыхом в элитных санаториях Ялты, Сухуми или Сочи. Как вспоминает пилот, Сталин любил пошутить: - Накануне воздушного парада я был среди пилотов, которым достался билет на футбольный матч команд ВВС - “Динамо”, - вспоминает Михаил Константинович. - Перед отъездом Сталин приказал взять мне с собой шлемофон, сказал: “ Будет задание”. Уже на стадионе, переполненном болельщиками, меня вызвали в правительственную ложу: “На аэродром. Срочно. В 18.30 чтобы был над стадионом. Покажешь высший пилотаж”. – “Товарищ генерал! Самолеты запломбированы перед завтрашним парадом. Сейчас лететь не на чем...” - “Команда на аэродром дана. Ясно?” Ровно в половину седьмого Каснерик на Ла-9, появился над московским “Динамо”. На стадионе стояла тишина: перед тысячами глаз изумленных москвичей кружится в воздухе самолет. Матч отменен... Увлекшись, Михаил услышал по рации голос главнокомандующего: “Ты, голубь, потише, осветительные мачты не снеси...”
Боевая тревога Благодаря шалостям Василия Сталина нарком внутренних дел СССР Берия даже орден Ленина получил. Для этого, правда, пришлось посадить заместителя главнокомандующего ВВС СССР Новикова... - Случай это был трагический, - продолжает заслуженный летчик. - Теплый Стан. Четыре утра. Полк спит. Приехал Василий Сталин, поднял всех: “Проверка боевой готовности. Взлетаем”. Несмотря на то, что погода была жуткая - туман, через полчаса 27 самолетов Як-17 взмыли в небо. Василий Сталин не полетел: остался на командном пункте. В то утро три самолета разбились, было шесть вынужденных посадок. Я приземлился на Киевской автостраде... Потом Сталин обвинил главного маршала авиации СССР Александра Новикова в том, что “...порядка в авиации нет, уже и боевой тревоги не поднять...”
Встреча со Сталиным Подмосковье. Аэродром “Тушино” - просторный, как небо... Летная погода. Лето 48-го. Командир пилотной группы старший лейтенант Миша Каснерик выстраивает экипаж в новых комбинезонах - лучших летчиков-испытателей Советского Союза (их в свое время отбирал сам Сталин). Высокое начальство величает Каснерика по имени-отчеству. Высший пилотаж для руководства страны выпускник Батайской авиационной школы Михаил Каснерик и его ведомые - Виктор Кузнецов и Юрий Богачев - выполнили на новых реактивных самолетах Як-17. Поступило новое задание - повторить завтра этот же пилотаж над Кунцево. Повторили. Тройка летчиков-асов еще не знала о том, что за ними из окна своего дачного домика наблюдает Иосиф Сталин... После приземления всех троих повезли в неизвестном направлении. - Когда мы проехали калужское шоссе и два контрольно-пропускных пункта, увидели в окно аккуратный деревянный дом, гранитные дорожки, - рассказывает Михаил Константинович. - Вышел Иосиф Виссарионович - лысоват, конопат, в белом кителе без погон. Отрапортовали: “Здравия желаем, товарищ главнокомандующий!”. Сталин прервал: “...товарищ Сталин...” Поздоровался. Похвалил высокое летное мастерство. Посмотрел на меня в упор: - Можно воевать на новых Як-17? Я говорю: - Нельзя. - Почему? - Топлива хватает всего на полчаса. Нам далеко до английских самолетов... - Откуда вы знаете? - Прочитал в журнале Life. - Вы знаете английский язык? - Готовлюсь поступать в Жуковскую военно-воздушную академию. - Это похвально, что наши летчики интересуются техникой противника. Скоро и у нас будут хорошие самолеты! А в академию вы поступите... Сталин не бросал слов на ветер: в этом же году появились реактивные Ла-15 и Миг-15... В академию Касперик тоже поступил, правда, не в Жуковскую, а в Монинскую...
Я учил Алексея Маресьева - Холодное утро. Январь. Иваново, - вспоминает Михаил Каснерик. - Мы с полком расчищаем взлетную полосу от снега. По направлению к нам идет человек с палочкой, брюки навыпуск, в ботинках... Я еще подумал: “И как ему не холодно?” Не подозревал тогда, что буду личным инструктором “Настоящего человека”. Нас познакомили. Ему, как и остальным новичкам, я объяснял принципы работы на Ла-7. Это самолет отличался от И-16, на котором Маресьев уже 10 лет как летал... Учеником Маресьев был отличным: во время полета не спорил, все запоминал, к советам прислушивался. О том, что у него нет ног, никогда не говорил, был как все. Потом в один прекрасный день сам сел и самостоятельно взлетел на Ла-7. Я позже узнал, что на этом самолете он сбил восемь немецких истребителей. История в тему На территории взлетной полосы показался черный “паккард” - все узнали машину Василию Сталину. Он приехал с девушкой. Подозвал Каснерика: “Миша, как следует покатай ее”. На Мишу смотрели не глаза - огонь. Девушка все время улыбалась, обращалась к Сталину на ты, ничего не боялась... “Кто она?” - ломал голову Каснерик, пока они с красавицей Катей шли к самолету. Взлетели. Когда приземлились, к кабине подошел Василий Сталин: “Тебя, что, наказать? Фигуры воздушные ей покажи - вираж, штопор, колокол, чтоб дух занялся... Давай еще раз!” Михаил Каснерик снова взлетел. Сделал в небе несколько “безобидных” фигур и пошел на посадку: будь что будет... Земля... Девушка сказала Каснерику: “Вы хоть и летчик, но зато порядочный джентльмен!”. Это была дочь маршала Советского Союза Семена Тимошенко, вторая жена Василия Сталина. Как рассказывал потом главнокомандующий, его молодая жена Екатерина Семеновна частенько за ужином упрекала: “Мол, летчик... Тоже мне работа. И за что тебя кормить?”
15 мая 2003
|
| | |
|