Саваслейка

Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: WELWL  
ЗДЕСЬ ОБРЕТАЮТ КРЫЛЬЯ
Владимир СамородницкийДата: Понедельник, 21.10.2013, 12:18 | Сообщение # 1
Группа: Администраторы
Сообщений: 43
ЗДЕСЬ ОБРЕТАЮТ КРЫЛЬЯ

Исполнилось50 лет центру переучивания авиации ПВО

1.     СТРОКИ ИЗ БИОГРАФИИ

Перевооружение авиации, начатое еще в предвоенные годы,потребовало массовой подготовки кадров. Было увеличено количество летных и технических школ, Созданы специальные школы военизированного типа, сформированы резервные авиационные полки (РАП). Один из них — 166-й — создан в июне 1940 года. Полк комплектовался имевшими боевой опыт командирами,летчиками-инструкторами.
Среди них Герой Советского Союза капитан Г. Соколов, участник бо­ев в Испании и на Халхин-Голе, капитан М. Кузнецов, ставший в годы войны дважды Героем Советского Союза. В отдел учебно-летной подготовки назнача­лись преподаватели, как правило, про­шедшие стажировку и практические занятия в
Военно-воздушной академии им. Н. Е. Жуковского. Только за полгода в полку прошли подготовку
352 молодых пилота. Гигант­ский размах сражений, тяжелые потери требовали огромного количества хорошо подготовленных авиационных кадров раз­личных категорий.
С июля 1941 года в качестве завершающего звена подготов­ки авиаторов к боевым действиям определялись авиационные запасные полки (азп). Один из них был создан на базе резервного и переименован во 2-й запасный истребительный авиационный полк. Он вошел затем в состав 2-й запасной авиационной бригады Московского воен­ного округа. Такие бригады стали круп­ными специализированными — по типам самолетов — центрами обучения и пе­реучивании личного состава.За период с 28 июня по 31декабря 1941 года подготовлено   23   маршевых авиационных полка. Много труда вло­жили в них майоры А. Семенов. С. Орляхин, батальонный комиссар А. Власов. Большинство летчиков,особенно с боевым опытом, стремились на фронт, вое­вали в составе боевых полков.Нагрузка легла на плечи командира полка подполковника И. Рудакова, заме­стителя по ИАС капитана-инженера А. Колесникова, начальника штаба П. Беланова, молодой инструкторский состав. Вот данные из летной книжки старшего лейтенанта И. Кошеля.
В июне 1941 го­да им выполнено 103 полета, в августе — 229, в сентябре — 212, в октябре — 243. Всего за 1941 год — 2344 полета с налетом 346 часов, за 1942 год — 3921 полет с налетом 573 часа. Каждая эскадрилья имела от 100 до 150 учебных и боевых самолетов. Интенсивные полеты в несколько смен прово­дились днем и ночью.Самым напряженным выдался 1942 год. Не снижая темпов,личный состав подготовил для фронта 47 маршевых авиационных полков, из них 10 —на новый самолет Ла-5. Дважды доукомп­лектовывался и осваивал новые типы са­молетов личный состав 240 иап, в кото­ром начинал служить будущий трижды Герой Советского Союза маршал авиа­ции И. Кожедуб. Прославленные асы, мастера воздушного боя встречались, об­менивались боевым опытом. Многие хо­рошо знали подполковника П. Акуленко, назначенного в начале 1942 года командиром 2-го зап. Авторитет Акуленко неслучаен: в Испании он сбил 12 самолетов против­ника, провел 200 боевых вылетов, за что был награжден двумя орденами Красного Знамени. В январе 1940 г. он — на советско-финском фронте. В 28 лет — командир полка. В первый час Великой Отечественной поднимает эскадрильи в воздух и с первой атаки сбивает   ведущего головной группы не­мецких бомбардировщиков в небе Льво­ва. В тот день летчики полка сбили 10 фашистских   стервятников,   три  из  них уничтожил Акуленко.         В  суровые   месяцы   героической  обороны  Сталинграда и во 2-м зиап  готовились силы для решающего удара. Здесь прошли переподготовку и убыли на Сталинградский фронт 3-й гвардейский, 181, 239, 15, 13-й маршевые авиационные полки.Делегацией МВТУ имени Н.Э. Бау­мана летчикам 240 иап был вручен ист­ребительЛа-5 «Бауманцы — герою Лукьянову». Летчик погиб в воздушном бою 28 января 1942 года на Волховском фронте.В марте 1942 года самолет ЛаГГ-3 «Горьковский пионер» был вру­чен летчику 796 иап старшему лейте­нанту С. Максименко. Самолеты Ла-5 эскадрильи «Валерий Чкалов», постро­енные на средства трудящихся г. Горь­кого и области, в марте 1943 года тор­жественно приняли летчики 193 иап. В годы войны использовалась любая возможность для сохранения памяти о боевых товарищах. По инициативе Акуленко подготовили больших размеров альбом, куда заносились фотографии личного состава всех полков, проходив­ших переучивание. Сегодня эта релик­вия хранится в музее части.С мая 1943 года отвод авиачастей с фронта в запасные полки прекратили. Личный состав 2-го зап продолжал под­готовку одиночных летчиков. За год с запасных аэродромов летчики полка перегнали на фронт 1142 боевых само­лета. Для обучения тактике воздушного боя некоторые из них откомандировыва­лись для участия в боевых действиях. Капитан И. Кошель, например, в июле 1943 года воевал в составе 92 иап на Центральном фронте, где сбил один ФВ-190 и два самолета противника в групповых боях.За высокое качество подготовки лет­ных кадров для пополнения фронтов Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 августа 1944 года2-й запас­ный иап был награжден орденом Крас­ного Знамени. После войны полк приступил к освое­нию реактивной техники. Наего базе 2 июля 1946 года создали первый учеб­но-тренировочный центр (УТЦ), превра­щенный в начале 50-х в учебно-методи­ческий центр авиации ПВО. В центре постоянно работали летчи­ки-испытатели ОКБ. Офицеры части уча­ствовали в войсковых и государственных испытаниях, где принимались на воору­жение новые типы самолетов, средств боевого управления и обеспечения поле­тов.Здесь разрабатывались вопросы боевого применения истребителей ПВО, по­собия и рекомендации, методика обуче­ния летного и инженерно-технического состава строевых частей на новые пере­хватчики.
Все это позволило истреби­тельной авиации ПВО в 1951 году засту­пить на круглосуточное боевое дежурст­во.  Назовем тех, кто первым осваивал реактивную технику. Это офицеры А. Задорожный, С. Астахов, А. Деев, Е. Зы­рянов, Г. Прокопенко, К. Гудков, Б. Ка­ратаев, А. Кузьминский, Н. Фатеев и другие. 30 декабря 1946 года соверши­ли уникальный для своего времени перелет на реактивных самолетах группой по маршруту Москва —Горький.
Вел груп­пу полковник П. Акуленко.   В разные годы в центре проходили переучивание летчики армий дружест­венных стран: ГДР, Болгарии, Кубы, Че­хословакии, Венгрии, Румынии, Алба­нии. В некоторых из них работали наши инструкторы.Летчики центра неизменно участвова­ли во всех воздушных парадах.Генералы и офицеры И. Жуков, Е. Михайловский, Л. Линник,В. Крутько, В. Нагорный, О. Анисимов и их това­рищи по боевому строю открыли счёт пилотам, начавшим осваивать ист­ребители четвертого поколения.
Тради­ции продолжаются.
Подполковник В. СТАРЫХ



2. ВСМАТРИВАЯСЬ В ДЕНЬ ЗАВТРАШНИЙ
— Вот с этого здания, с его первого кирпича начинался центр на новом мес­те, — полковник В. Коваленко показы­вает рукой в сторону
массивного трех­этажного сооружения в стиле ампир на­чала пятидесятых. —Стояли тогда еще три-четыре финских домика да бараки.Валентин Васильевич здесь начинал, сейчас служит в главном штабе Войск ПВО, но в центре частый гость.Нынче городок разросся,много новых как жилых, так и служебных зданий. База должна соответствовать
задачам, что решают авиаторы сегодня. А они сложны и многогранны. Центр служит
связующим звеном между разработчика­ми: новой техники, промышленностью, с одной
стороны, и войсками — с другой. Инструкторы, инженеры, преподаватели впитывают
новую информацию на заво­де, в конструкторском бюро, НИИ, при...







Фотографии из журнала "Авиация и космонавтика", № 6, 1990 г. отсканированы мной (В.М.С.)

Фотографии получены от Володарского районного музейного центра
Персонально благодарим за помощь Антона Николаевича Каракулова, зам. директора по научно-исследовательской работе МАУК "Володарский музейный центр".

606070, Нижегородская область, Володарский район, г. Володарск, ул. Клубная, д.4
Телефон: (83136) 4-15-35  Факс: (83136) 4-01-30
e-mail: official@adm.vld.nnov.ru



Все материалы (фотографии и коментарии) на сайте размещены с личного согласия Гудкова Валерия  Константиновича (г. Володарск)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: