Владимир Самородницкий | Дата: Понедельник, 21.10.2013, 12:18 | Сообщение # 1 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 43
| ЗДЕСЬ ОБРЕТАЮТ КРЫЛЬЯ
Исполнилось50 лет центру переучивания авиации ПВО
1. СТРОКИ ИЗ БИОГРАФИИ
Перевооружение авиации, начатое еще в предвоенные годы,потребовало массовой подготовки кадров. Было увеличено количество летных и технических школ, Созданы специальные школы военизированного типа, сформированы резервные авиационные полки (РАП). Один из них — 166-й — создан в июне 1940 года. Полк комплектовался имевшими боевой опыт командирами,летчиками-инструкторами. Среди них Герой Советского Союза капитан Г. Соколов, участник боев в Испании и на Халхин-Голе, капитан М. Кузнецов, ставший в годы войны дважды Героем Советского Союза. В отдел учебно-летной подготовки назначались преподаватели, как правило, прошедшие стажировку и практические занятия в Военно-воздушной академии им. Н. Е. Жуковского. Только за полгода в полку прошли подготовку 352 молодых пилота. Гигантский размах сражений, тяжелые потери требовали огромного количества хорошо подготовленных авиационных кадров различных категорий. С июля 1941 года в качестве завершающего звена подготовки авиаторов к боевым действиям определялись авиационные запасные полки (азп). Один из них был создан на базе резервного и переименован во 2-й запасный истребительный авиационный полк. Он вошел затем в состав 2-й запасной авиационной бригады Московского военного округа. Такие бригады стали крупными специализированными — по типам самолетов — центрами обучения и переучивании личного состава.За период с 28 июня по 31декабря 1941 года подготовлено 23 маршевых авиационных полка. Много труда вложили в них майоры А. Семенов. С. Орляхин, батальонный комиссар А. Власов. Большинство летчиков,особенно с боевым опытом, стремились на фронт, воевали в составе боевых полков.Нагрузка легла на плечи командира полка подполковника И. Рудакова, заместителя по ИАС капитана-инженера А. Колесникова, начальника штаба П. Беланова, молодой инструкторский состав. Вот данные из летной книжки старшего лейтенанта И. Кошеля. В июне 1941 года им выполнено 103 полета, в августе — 229, в сентябре — 212, в октябре — 243. Всего за 1941 год — 2344 полета с налетом 346 часов, за 1942 год — 3921 полет с налетом 573 часа. Каждая эскадрилья имела от 100 до 150 учебных и боевых самолетов. Интенсивные полеты в несколько смен проводились днем и ночью.Самым напряженным выдался 1942 год. Не снижая темпов,личный состав подготовил для фронта 47 маршевых авиационных полков, из них 10 —на новый самолет Ла-5. Дважды доукомплектовывался и осваивал новые типы самолетов личный состав 240 иап, в котором начинал служить будущий трижды Герой Советского Союза маршал авиации И. Кожедуб. Прославленные асы, мастера воздушного боя встречались, обменивались боевым опытом. Многие хорошо знали подполковника П. Акуленко, назначенного в начале 1942 года командиром 2-го зап. Авторитет Акуленко неслучаен: в Испании он сбил 12 самолетов противника, провел 200 боевых вылетов, за что был награжден двумя орденами Красного Знамени. В январе 1940 г. он — на советско-финском фронте. В 28 лет — командир полка. В первый час Великой Отечественной поднимает эскадрильи в воздух и с первой атаки сбивает ведущего головной группы немецких бомбардировщиков в небе Львова. В тот день летчики полка сбили 10 фашистских стервятников, три из них уничтожил Акуленко. В суровые месяцы героической обороны Сталинграда и во 2-м зиап готовились силы для решающего удара. Здесь прошли переподготовку и убыли на Сталинградский фронт 3-й гвардейский, 181, 239, 15, 13-й маршевые авиационные полки.Делегацией МВТУ имени Н.Э. Баумана летчикам 240 иап был вручен истребительЛа-5 «Бауманцы — герою Лукьянову». Летчик погиб в воздушном бою 28 января 1942 года на Волховском фронте.В марте 1942 года самолет ЛаГГ-3 «Горьковский пионер» был вручен летчику 796 иап старшему лейтенанту С. Максименко. Самолеты Ла-5 эскадрильи «Валерий Чкалов», построенные на средства трудящихся г. Горького и области, в марте 1943 года торжественно приняли летчики 193 иап. В годы войны использовалась любая возможность для сохранения памяти о боевых товарищах. По инициативе Акуленко подготовили больших размеров альбом, куда заносились фотографии личного состава всех полков, проходивших переучивание. Сегодня эта реликвия хранится в музее части.С мая 1943 года отвод авиачастей с фронта в запасные полки прекратили. Личный состав 2-го зап продолжал подготовку одиночных летчиков. За год с запасных аэродромов летчики полка перегнали на фронт 1142 боевых самолета. Для обучения тактике воздушного боя некоторые из них откомандировывались для участия в боевых действиях. Капитан И. Кошель, например, в июле 1943 года воевал в составе 92 иап на Центральном фронте, где сбил один ФВ-190 и два самолета противника в групповых боях.За высокое качество подготовки летных кадров для пополнения фронтов Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 августа 1944 года2-й запасный иап был награжден орденом Красного Знамени. После войны полк приступил к освоению реактивной техники. Наего базе 2 июля 1946 года создали первый учебно-тренировочный центр (УТЦ), превращенный в начале 50-х в учебно-методический центр авиации ПВО. В центре постоянно работали летчики-испытатели ОКБ. Офицеры части участвовали в войсковых и государственных испытаниях, где принимались на вооружение новые типы самолетов, средств боевого управления и обеспечения полетов.Здесь разрабатывались вопросы боевого применения истребителей ПВО, пособия и рекомендации, методика обучения летного и инженерно-технического состава строевых частей на новые перехватчики. Все это позволило истребительной авиации ПВО в 1951 году заступить на круглосуточное боевое дежурство. Назовем тех, кто первым осваивал реактивную технику. Это офицеры А. Задорожный, С. Астахов, А. Деев, Е. Зырянов, Г. Прокопенко, К. Гудков, Б. Каратаев, А. Кузьминский, Н. Фатеев и другие. 30 декабря 1946 года совершили уникальный для своего времени перелет на реактивных самолетах группой по маршруту Москва —Горький. Вел группу полковник П. Акуленко. В разные годы в центре проходили переучивание летчики армий дружественных стран: ГДР, Болгарии, Кубы, Чехословакии, Венгрии, Румынии, Албании. В некоторых из них работали наши инструкторы.Летчики центра неизменно участвовали во всех воздушных парадах.Генералы и офицеры И. Жуков, Е. Михайловский, Л. Линник,В. Крутько, В. Нагорный, О. Анисимов и их товарищи по боевому строю открыли счёт пилотам, начавшим осваивать истребители четвертого поколения. Традиции продолжаются. Подполковник В. СТАРЫХ
2. ВСМАТРИВАЯСЬ В ДЕНЬ ЗАВТРАШНИЙ — Вот с этого здания, с его первого кирпича начинался центр на новом месте, — полковник В. Коваленко показывает рукой в сторону массивного трехэтажного сооружения в стиле ампир начала пятидесятых. —Стояли тогда еще три-четыре финских домика да бараки.Валентин Васильевич здесь начинал, сейчас служит в главном штабе Войск ПВО, но в центре частый гость.Нынче городок разросся,много новых как жилых, так и служебных зданий. База должна соответствовать задачам, что решают авиаторы сегодня. А они сложны и многогранны. Центр служит связующим звеном между разработчиками: новой техники, промышленностью, с одной стороны, и войсками — с другой. Инструкторы, инженеры, преподаватели впитывают новую информацию на заводе, в конструкторском бюро, НИИ, при...
Фотографии из журнала "Авиация и космонавтика", № 6, 1990 г. отсканированы мной (В.М.С.)
Фотографии получены от Володарского районного музейного центра Персонально благодарим за помощь Антона Николаевича Каракулова, зам. директора по научно-исследовательской работе МАУК "Володарский музейный центр". 606070, Нижегородская область, Володарский район, г. Володарск, ул. Клубная, д.4 Телефон: (83136) 4-15-35 Факс: (83136) 4-01-30 e-mail: official@adm.vld.nnov.ru
Все материалы (фотографии и коментарии) на сайте размещены с личного согласия Гудкова Валерия Константиновича (г. Володарск)
|
| | |
|